(Грузинская Православная Церковь), расположен в мест. Алаверди, историческая пров. Кахети (совр. Ахметский р-н Грузии), на правом берегу р. Алазани, на территории бывш. мон-ря, основанного в VI в. свт. Иосифом Алавердским. Сооружен в 1-й трети XI в. кахетинским царем Квирике III (Багратиони), возможно на месте храма вмч. Георгия (нач. X в. ?). А. с., один из самых значительных по размерам (28´ 56; высота ок. 67 м) храмов Грузии, по плану крестово-купольный триконх, с куполом на 4 свободно стоящих столбах; с вост. стороны - алтарная апсида, фланкированная пастофориями, с зап.- примыкает трехнефный рукав с хорами на втором этаже, фасады декорированы орнаментальной резьбой. Такая архитектурная композиция имеет прототипы в зодчестве Закавказья VII в. А. с. неоднократно восстанавливался: в кон. ХV в. заново возведены из кирпича купол, своды и большая часть сев. фасада; крупный ремонт проведен после землетрясения 1742 г. В XIX в. были разрушены боковые приделы (уцелел лишь соединяющий их отрезок на западе). Экзархом Грузии Ионой (Василевским) собор был освящен в честь Воздвижения Креста Господня, после того как царевич Леван привез из Иерусалима частицу Животворящего Креста Господня. Вокруг храма имеются постройки XVI-XVII вв.: епископский дворец с трапезной на первом этаже, дворец Пейкар-хана (иран. наместника в Кахети в 1616-1623), крепостная ограда, баня.
Реставрационные работы по расчистке и укреплению росписи (интерьер был целиком забелен в XIX в.), к-рые велись в храме с 1966 г., позволили выявить разрозненные фрагменты, принадлежащие к XI-XVII вв. Монументальные изображения апостолов, отцов Церкви, а также остатки надписи, исполненной древнегруз. шрифтом асомтаврули в алтаре храма, датируются XI в. К тому же времени относят плохой сохранности роспись в жертвеннике (Богоматерь, Иоанн Креститель) и крупный орнамент в виде виноградной лозы на полуколоннах юж. рукава. Роспись основного пространства храма исполнена в XV в. и имеет характерные черты позднепалеологовской живописи: в конхе - изображение Богоматери Кипрской с фланкирующими ее архангелами Михаилом и Гавриилом; в арке вимы - изображение Св. Духа в виде голубя с архангелами Уриилом и Салафиилом. Юж. рукав храма первоначально был расписан в кон. XV в. и целиком переписан в XVI-XVII вв. В арке вимы представлен Христос Пантократор, в конхе - Рождество Богоматери, в остальных 4 регистрах фрагментарно сохранились композиции: Воскрешение Лазаря, Вознесение и Сошествие Св. Духа. Внизу представлена сцена коронования царя и царицы, по-видимому заказчиков этой росписи. Завершает роспись широкая полоса орнамента. Отдельные фрагменты кон. XVI в. сохранились в сев. рукаве (40 Севастийских мучеников (?)) и на зап. стене зап. рукава над порталом - Христос Пантократор, по сторонам - Благовещение. К этому же времени относится роспись портика, пристроенного к храму с зап. стороны: в люнете над входом в храм - изображение вмч. Георгия на коне, а на отрезках стен с сев. и юж. сторон - фигуры арх. Михаила и ап. Петра. Высокий иконостас был пожертвован в XVIII в. царевичем Ираклием Георгиевичем Багратиони и сщмч. Досифеем, митр. Тбилисским († 1795).
В соборе покоятся святые мощи свт. Иосифа Алавердского (пам. 7 марта, 15 сент.) и вмц. Кетеваны († 1624, пам. 13 сент.); здесь же погребены еп. Алавердский Иоанн, убитый лезгинами в соборе († 1480), цари Кахети Александр I и сын его Георгий († 1605), Теймураз I, митрополиты Алавердские Зенон († 1772) и Николоз (XVIII в.), св. царевна Макрина, гимнограф Грузинской Церкви († 1732), и др. С сер. 80-х гг. ХХ в. в А. с. ведутся реставрационные работы.